воскресенье, 18 марта 2012 г.

The Door



Американская группа The Doors относится к немногочисленному кругу команд, которые без всяких натяжек можно назвать "культовыми". Музыка группа стала квинтэссенцией психоделического мировосприятия, и, в свою очередь, инициировала и стимулировала это восприятие у широчайших слушательских масс. Лидер группы Джим Моррисон (Jim Morrison), как считают исследователи, "в своей короткой, путаной жизни воплотил своеобразный архетип бунтаря, горячий сенсуализм хиппи и саморазрушение наркотической грезы" (А. Курбановский).

Вероятно, с этим можно не согласиться, но, так или иначе, значение группы Doors для развития мировой рок-музыки трудно переоценить. Группа Doors была создана в Лос-Анджелесе в 1965 году студентами Калифорнийского университета - вокалистом, автором музыки и поэтических текстов Джимом Моррисоном (сыном потомственного моряка, романтиком, любителем путешествий, знатоком литературы и кино), клавишником Рэем Манзареком (Ray Manzarek), ударником Джоном Денсмором (John Densmore) и гитаристом Робби Кригером (Robby Krieger). Басиста в группе никогда не было - басовые партии Манзарек исполнял на электрооргане. Название было взято из Уильяма Блэйка: "Если бы двери восприятия были открыты, люди видели бы вещи такими, как они есть - бесконечными".

Низкий, суггестивный голос Моррисона , его гипнотические стихи, написанные не без влияния сюрреализма и восточного мистицизма, обволакивающая музыка группы, в которой психоделия слилась с блюзом и рагой, идущая от нее сильная, даже пугающая энергетика, - все это сразу же привлекло внимание не только эстетствующей молодежи, но и компании Elektra Records, которая в 1966 году подписала с группой контракт. Сингл "Light My Fire" (с дебютного альбома) достиг первого места в американских хит-парадах. Сам же альбом "The Doors" стал манифестом психоделической эры.

Изощренный, насыщенный символами и ассоциациями, апеллирующий к мировому литературному наследию поэтический язык Моррисона не позволяет однозначно трактовать его стихи. Стремление "вывернуть наизнанку" глубины подсознания, вытащить на свет Божий таящиеся там страхи, грезы, тайные и темные желания, инстинкты, которые иногда не отличимы от наркотических иллюзий, и, одновременно, отразить жизнь во всей ее полноте, движении, связать череду мгновений и дней, создать портрет молодого поколения, образ "американских юношей и девушек", ищущих себя, любви, гармонии - этим, конечно, не ограничивалось творчество Doors, но именно этим темы сквозной нитью проходят в их альбомах "Strange Days" (1967), "Waiting For The Sun" (1968), "Morrison Hotel" (1970), "L.A. Women" (1971) и др.

Музыку The Doors отличало ярко выраженное шаманское начало: многие их песни (такие, как "The End" и "When the Music's Over") словно бы выстроены по всем канонам обрядового искусства. Особую власть The Doors имели на сцене - погруженный в полутьму зал, затаив дыхание и почти впадая в транс, внимал Джиму Моррисону , чья выхваченная лучом юпитера фигура излучала и безумный сексуальный магнтизм и необыкновенную власть, сплачивающую в едином порыве сотни человеческих душ. На сцене он словно перевоплощался в созданный им же самим образ "Короля Ящериц", а в повседневную жизнь переносил яркость, напряженность сценической игры, словно забывая о том, что эмоции на театральной сцене гиперболизированы, и время здесь тесет во много раз быстрее...

Эксперименты группы в области саунда привели к использованию инструментов симфонического оркестра в "The Soft Parade" (1969), который выделяется из прочих записей свои несколько "эстрадным" звучанием. Более поздние альбомы - "Morrison Hotel" и "L.A. Women" - напротив, стали возвращением к достаточно, лаконичному и даже еще более жесткому, почти хард-роковому саунду. Поиск же новых ощущений и вообще желание постоянно изменять свою жизнь привели Моррисона в Париж, где он и скончался 3 июля 1971 года, официально - от сердечного приступа, по косвенным же данным - от сверхдозы наркотика. После смерти Моррисон , помимо музыки и стихов (которые были изданы сборниками), оставил сценарии, фильм, клипы и, конечно же, легенду.

Три оставшихся "дорза" попробовали продолжать без Моррисона , выпустили две пластинки, но они не имели особого успеха, и группа распалась. Манзарек и Кригер занялись собственными проектами, Денсмор стал активистом экологического движения, а недавно выпустил книжку про Doors . В 1978 вышел диск "American Prayer" - на начитанные Моррисоном в 1970 стихи группа наложила музыкальное сопровождение. В 1991 году на экранах появился фильм Оливера Стоуна "The Doors" (в главной рои - Вэл Килмер), который, несмотря на свою противоречивость, тоже стал культовым. Неизданные записи группы до сих пор обнаруживаются в архивах, нет числа сборникам "лучших вещей" (если таковые вообще можно у Doors выделить). В последний раз ныне здравствующие музыканты Doors поработали вместе на трубьютном альбоме STONED IMMACULATE «The Music Of The Doors». Музыка "Дверей" продолжает влиять на творчество, философию и имидж новых поколений рокеров.

Дискография
Альбомы
The Doors (январь 1967)
Strange Days (октябрь 1967)
Waiting for the Sun (июль 1968)
The Soft Parade (июль 1969)
Morrison Hotel (февраль 1970)
L.A. Woman (апрель 1971)
Other Voices (октябрь 1971) – без Джима Моррисона
Full Circle (июль 1972) – без Джима Моррисона
An American Prayer (ноябрь 1978) – посмертное издание поэмы Джима Моррисона

Комментариев нет:

Отправить комментарий